ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова

г. Кемерово, ул. Тухачевского, 23А +7 (3842) 31-23-62

Профориентация

 

 

 

 

Для просмотра программы профессиональных проб нажмите на картинку

 

 

 

 

Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.
Профессиональное просвещение – ознакомление школьников/обучающихся с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.
Предварительная профессиональная диагностика – выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).
Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника/обучающегося, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения школьника/обучающегося.
Полноценная система профориентационной помощи включает следующие социальные институты:
• школу,
• различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.),
• дома детского творчества и дома технического творчества,
• профессиональные учебные заведения,
• предприятия,
• медицинские учреждения,
• правоохранительные органы (работающие с молодежью),
• средства массовой информации,
• местные органы власти и др.
Но координатором такой работы должны быть именно школа/техникум, а главным инициатором по организации профориентационного взаимодействия должны быть психологи и социальные педагоги в школе/техникуме.
На уровне школы/техникума работа также должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать все, кто, так или иначе, работают с детьми, а именно: администрация, педагоги, врачи, психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся/обучающиеся. Кроме того, в этом активно должны участвовать и родители школьников/обучающихся.
Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. Может так оказаться, что даже некоторые заинтересованные родители подростков возьмут на себя важные задачи и выполнят их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на себя и сами подростки, ведь реально они и так помогают друг другу советом и даже реальными действиями в выборе профессии.
Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит». Настоящая профориентация должна включать в себя:
1) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников/обучающихся должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора;
2) работу с подгруппами и микрогруппами (2-4 человека), где в бо-лее непринужденной ситуации обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
3) индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания;
4) использование тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, использование различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.)
Можно выделить следующие направления работы по профориентации:
1) профинформация (знакомство с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на «рынке труда»);
2) профдиагностика (помощь подростку в самопознании, где важны не только недостатки, но и реальные возможности, которые можно использовать для достижения профессиональных целей);
3) коррекция определенных линий развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности;
4) рассмотрение возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;
5) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, когда важно в сознание старшеклассников/обучающихся вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему;
6) помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.

 

ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова тесно сотрудничает с такими общеобразовательными учебными заведениями города Кемерово, как:
1. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»;
2. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»;
3. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»;
4. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»;
5. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»;
6. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37»;
7. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»;
8. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44»;
9. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69»;
10. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 80»;
11. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 95»;
12. ГБНОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат»;
13. МБОУ «Гимназия № 17»;
14. МБОУ «Гимназия № 41»;
15. МБОУ «Лицей № 62»;
16. МБОУ «Лицей № 89».

 

Ежегодно начальником центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», к.пс.н. Килиной Ириной Александровной проводится в техникуме профориентационная диагностика и консультирование обучающихся первого курса на тему «Основы построения карьеры».